Наверное, многие жители Ленинского городского округа бывали в музее-заповеднике «Коломенское» и восхищались хранящимися в нем экспонатами. В прошлом году исполнилось 100 лет этому уникальному памятнику истории и культуры, который до 1960 года вместе со всем селом Коломенское входил в состав Ленинского района. А позже филиалом музея «Коломенское» являлась церковь Преображения Господня в нашем селе Остров. Коллекция «Коломенского» начитывает 170 000 экспонатов, и в нынешний облик некоторых из них внесла вклад жительница города Видное Ленинского городского округа Любовь Егоровна Подчепаева. В вышедшем к 100-летию музея-заповедника двухтомнике названо ее имя как одного из первых реставраторов «Коломенского» в 80-х годах прошлого века. А всего она работала здесь художником-реставратором темперной живописи 43 года.
СПОСОБНОСТИ ПЕРЕДАЛИСЬ ПО НАСЛЕДСТВУ
Реставрация – работа, требующая, помимо профессионального мастерства, таких качеств характера, как трудолюбие, усидчивость, кропотливость, внимательность, настойчивость в достижении цели. Любе передалось все это с генами ближайших родственников: ее бабушка по материнской линии крестьянка Наталья Воронова была уникальной ткачихой, из-под рук которой выходили красивые ковры, тонкое домотканое полотно. Мамин брат Григорий работал шорником – специалистом по изготовлению конской упряжи. Мама в свободное от работы в поликлинике время занималась цветоводством. И Люба тоже выросла творческим человеком. С пяти лет читала, была записана в Расторгуевскую библиотеку, а научившись писать, завела свой дневник, в котором излагала мысли по поводу прочитанного и иллюстрировала книгу своими рисунками. В школе
№ 6 на улице Вокзальной оформляла Ленинскую комнату, стенды, плакаты. Прилежную и способную к рисованию ученицу в школе не раз поощряли: ежегодно вручали грамоты с подарками, дали деньги маме на покупку для дочери красивого шерстяного пальто, а в 14 лет Любе выдали единственный на всю школу билет на бал старшеклассников в Колонный зал Дома Союзов.
Она успевала все: училась на отлично, занималась в художественном кружке на ул. Заводской в Видном у мастера Владимира Шабунова, а с 7 класса стала учиться в Московской детской художественной школе им. В.А. Серова на ул. Кропоткинской, где ее сразу же взяли в 3-й класс (четырехлетнее обучение).
ТРУДНОСТЯМ ВОПРЕКИ
После 9 класса школы Люба поступила в Московское академическое художественное училище памяти 1905 года на отделение станковой реставрации. По окончании учебы Любовь Подчепаеву приняли на работу в музей-заповедник «Коломенское» сразу старшим реставратором. Это был 1974 год: территория музея была не благоустроена, зимой сотрудники пробирались к рабочему месту по пояс в снегу, в дожди – по грязным дорожкам; экспонаты, в том числе иконы, хранились в неприспособленных, неотапливаемых помещениях памятников архитектуры, некоторые вмерзали в ледяное покрытие на полу. В подклети Казанской церкви хранилось множество икон, приставленных впритык друг к другу, и к ним, страшно сказать, приходилось идти по полу, выложенному вместо досок ценными иконами. Реставраторы, а их вначале было всего трое, работали в музейных валенках и тулупах, температура в помещении утром не поднималась выше 3 градусов, и печи отапливали дровами. Ситуация изменилась в связи с подготовкой к Московской Олимпиаде-80, когда музей вошел в список объектов показа шедевров русской архитектуры Москвы. Были выделены средства на строительство первого специализированного фондохранилища в стране, тем самым ставилась цель высвободить уникальные памятники архитектуры от музейных экспонатов.
НА ВЫСТАВКАХ В ЛУВРЕ И ПРАДО
Сколько икон возвращено к жизни художником-реставратором высшей квалификации станковой темперной живописи, реставратором-универсалом Любовью Подчепаевой – не сосчитать, как не сосчитать и экспонатов из драгоценных металлов, шитых окладов, золоченого и полихромного дерева, декоративно-прикладных работ, представленных ею на различных выставках. Она работает с камнем, костью, металлом, кожей, стеклом. Еще до открытия Историко-культурного центра участвовала в выставках работ художников Московской области, проводимых Дворцом культуры «Видное» Ленинского городского округа, а с появлением ИКЦ – во всех выставках «Мир глазами земляков», проходивших здесь. Иконы и экспонаты, отреставрированные ею, демонстрировались на выставках в музеях России и за рубежом: в Японии (Сантори), Чехословакии, Болгарии, Франции (Лувр), Испании (Прадо), Италии, Ватикане, Чили, Бразилии (Сан-Паулу), Перу и других странах. Для живописных клейм иконостаса Симонова монастыря, написанных на металле, в 1977 году Л.Е. Подчепаева разработала методику укрепления живописи на металлической основе. Дважды, в 1977 и 2015 годах, ее материалы по данному вопросу были опубликованы.
ВО СЛАВУ БОЖИЮ
Нередко она выполняла и продолжает выполнять свою работу не за плату, а во славу Божию. Обновленные ею иконы украшают храмы не только Видновского благочиния, но и Москвы и Московской области. Третий год подряд Любовь Егоровна ездит на отдых в санаторий «Ясенки» и заодно, по собственной инициативе, реставрирует иконы в расположенном рядом храме Спаса Нерукотворного в селе Вороново. В этом году взяла после отдыха в санатории четыре иконы домой, чтобы продолжить реставрацию. Ее руками возвращены к жизни подписная датированная икона Святой Троицы Симона Ушакова 1677 года из храма Живоначальной Троицы в подмосковном Ознобишине, уникальная большая Владимирская икона Божией Матери XVII-XVIII веков в Преображенском храме села Верзилово в городском округе Ступино. В санаториях «Ясенки» и «Лесная поляна» она на общественных началах организует мастер-классы по рисованию, которые посещают все желающие. И за короткое время отдыхающие с восторгом постигают азы живописи.
КУРИРОВАЛА КУРСЫ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ
Любовь Егоровна в 1994 году принимала участие в организации курсов по иконописи и основам реставрации при Центре занятости населения в г. Видное. Она пригласила преподавать на курсах своего друга Л.Г. Калинникова, реставратора высшей категории, преподавателя МАХУ памяти 1905 года Л. В. Решетова. Два выпуска курса в Центре занятости населения под кураторством Любови Подчепаевой позволили создать в Видном свою бригаду реставраторов-иконописцев, которую возглавляет Нателла Азарова. Эта бригада воскрешала иконы и расписывала храмы в г. Видное (Свято-Екатерининская пустынь, Успенский, Георгиевский, Александро-Невский), в Горках Ленинских, в Люберцах и др.
…Любовь Егоровна Подчепаева родилась 27 сентября, когда Православная Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. «Я благодарю Бога за Крест, дарованный мне, – говорит она. – Каждая восстановленная икона – это победа над тлением и разрушением, восстановление связи с прежними поколениями. Реставратор возвращает современникам и потомкам древнюю авторскую красоту. Это символ веры, который всегда с нами, православными».
Этери КОБЕРИДЗЕ